В последние годы у российских производителей и поставщиков продуктов питания мерчандайзинг вызывает повышенный интерес. Это вызвано его высокой эффективностью как инструмента продвижения и увеличения объемов продаж в условиях не лучшей экономической ситуации и повышенной конкуренции. Как правило организация мерчандайзинга осуществляется специализированными агентствами, поскольку собственный отдел мерчандайзинга рентабелен у крупных компаний с развитой региональной сетью. При сотрудничестве поставщика с мерчандайзинговым агентством один из наиболее частых вопросов касается методов контроля за полевым персоналом - мерчандайзерами. На этом мы хотим заострить внимание в этом материале. Заказчику услуги вопрос контроля важен по следующим причинам:
Для нас, как добросовестного профессионального мерчандайзингового агентства также важно, чтобы ситуация была максимально прозрачной, т.к. это обеспечивает долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с партнером. Основные методы контроля и их краткая характеристика приведены в таблице ниже. Обращаем Ваше внимание, что на сегодняшний день не существует одного метода контроля, дающего 100% результат, поэтому оптимально использовать сочетания нескольких вариантов, дающих максимальный эффект при реальных затратах!
№ п/п |
Наименование метода |
Достаточность |
Достоверность |
Доступность |
Комментарии |
1. |
Аудиты (Заказчика или сторонней организации). |
Зависит от количества, регулярности и рандомности проверок. |
Степень достоверности зависит от доверия к исполнителям аудита. Как правило, достаточно высокая. |
Зависит от количества аудитов, удаленности ТК и структуры компании Заказчика. |
Большое значение имеет квалификация исполнителей аудита. При отсутствии навыков, знания ассортимент, специфики работы – существенная дополнительная нагрузка на Поставщика Услуги при уточнении и корректировки результатов аудита (не находят выставленный товар, указывают на отсутствие товара, которого нет в матрице и т.д.) |
2. |
Система отчетности. |
Зависит от регулярности и наполнения отчетов, а также от методов защиты. |
При наличии дополнительных методов защиты от фальсификации (технических и организационных) достаточно высокая достоверность. |
Существенно зависит от наполнения и регулярности. Требует регулярной работы Заказчика с отчетностью. |
Помимо функций контроля несет базовую информацию из торговых точек. |
3. |
Подтверждение Руководителей отделов. |
Высокая. |
При указании контактов РО – достаточно высокая. Существует возможность «договоренности» между мерчандайзером и РО, но такие случаи не могут быть массовыми. |
Есть определенные затраты для Исполнителя по сбору и обработке анкет, но вполне приемлемые. |
Дополнительно указывает на определенную лояльность РО к мерчандайзеру. Дает возможность получения некоторой дополнительной информации от РО по проекту (отношения к товару, новинкам и т.д.) |
4. |
GPS – контроль. |
Субьективно высокая. Фактически – наиболее легко фальсифицируется Исполнителями. |
Имеет достаточно много методов фальсификации (как на уровне мерчандайзеров в ТК, так и на уровне координаторов). |
При наличии опции в ПО – затраты низкие. При отсутствии –приемлемые (для закупки или разработки дополнительного ПО) Существенно снижает время работы смартфонов, не всегда работает на старых телефонах. |
Заказчик получает информацию не из «первых рук», а после обработки координаторами. Описания методов обхода системы и бесплатные приложения – по запросу в любом поисковике по запросу «фейковые координаты», «как обойти gps-контроль» и т.п. («Mock Locations», «Fake GPS Location» и др.). В большинстве программ существует возможность изменения координат на уровне координаторов (Мобиком – точно можно). |
5. |
Дополнительные методы контроля (фото вывески, чека с датой и адресом точки, определённого жеста, действующего 1 день, плаката с символом и т.д. |
Как дополнение к системе отчетности, существенно повышает достаточность контроля. |
Очень сложно фальсифицируется. |
Небольшие затраты. |
Достаточно надежный метод, используемый долгое время. |
6. |
Обратная связь с ТК. |
Высокая, но недостаточно оцененная. |
Высокая, сложно фальсифицируется, особенно при регулярных запросах. |
Высокие затраты. Требуют работы как Исполнителя, так и Заказчика. |
Затраты окупаются существенным повышением качества обслуживания. |