МЕРЧАНДАЙЗЕРЫ ПОД КОНТРОЛЕМ!

В последние годы у российских производителей и поставщиков продуктов питания мерчандайзинг вызывает повышенный интерес. Это вызвано его высокой эффективностью как инструмента продвижения и увеличения объемов продаж в условиях не лучшей экономической ситуации и повышенной конкуренции. Как правило организация мерчандайзинга осуществляется специализированными агентствами, поскольку собственный отдел мерчандайзинга рентабелен у крупных компаний с развитой региональной сетью. При сотрудничестве поставщика с мерчандайзинговым агентством один из наиболее частых вопросов касается методов контроля за полевым персоналом - мерчандайзерами. На этом мы хотим заострить внимание в этом материале. Заказчику услуги вопрос контроля важен по следующим причинам:

  • Существенные затраты на услугу и необходимость эффективного их использования.
  • Большое количество удаленных точек и персонала с разной квалификацией.
  • Значительное количество недобросовестных поставщиков данной услуги.

 

Для нас, как добросовестного профессионального мерчандайзингового агентства также важно, чтобы ситуация была максимально прозрачной, т.к. это обеспечивает долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с партнером. Основные методы контроля и их краткая характеристика приведены в таблице ниже. Обращаем Ваше внимание, что на сегодняшний день не существует одного метода контроля, дающего 100% результат, поэтому оптимально использовать сочетания нескольких вариантов, дающих максимальный эффект при реальных затратах!

 

№ п/п

Наименование метода

Достаточность

Достоверность

Доступность

Комментарии

1.

Аудиты (Заказчика или сторонней организации).

Зависит от количества, регулярности и рандомности проверок.

Степень достоверности зависит от доверия к исполнителям аудита. Как правило, достаточно высокая.

Зависит от количества аудитов, удаленности ТК и структуры компании Заказчика.

Большое значение имеет квалификация исполнителей аудита. При отсутствии навыков, знания ассортимент, специфики работы – существенная дополнительная нагрузка на Поставщика Услуги при уточнении и корректировки результатов аудита (не находят выставленный товар, указывают на отсутствие товара, которого нет в матрице и т.д.)

2.

Система отчетности.

Зависит от регулярности и наполнения отчетов, а также от методов защиты.

При наличии дополнительных методов защиты от фальсификации (технических и организационных) достаточно высокая достоверность.

Существенно зависит от наполнения и регулярности. Требует регулярной работы Заказчика с отчетностью.

Помимо функций контроля несет базовую информацию из торговых точек.

3.

Подтверждение Руководителей отделов.

Высокая.

При указании контактов РО – достаточно высокая. Существует возможность «договоренности» между мерчандайзером и РО, но такие случаи не могут быть массовыми.

Есть определенные затраты для Исполнителя по сбору и обработке анкет, но вполне приемлемые.

Дополнительно указывает на определенную лояльность РО к мерчандайзеру. Дает возможность получения некоторой дополнительной информации от РО по проекту (отношения к товару, новинкам и т.д.)

4.

GPS – контроль.

Субьективно высокая. Фактически – наиболее легко фальсифицируется Исполнителями.

Имеет достаточно много методов фальсификации (как на уровне мерчандайзеров в ТК, так и на уровне координаторов).

При наличии опции в ПО – затраты низкие. При отсутствии –приемлемые (для закупки или разработки дополнительного ПО) Существенно снижает время работы смартфонов, не всегда работает на старых телефонах.

Заказчик получает информацию не из «первых рук», а после обработки координаторами. Описания методов обхода системы и бесплатные приложения – по запросу в любом поисковике по запросу  «фейковые координаты», «как обойти gps-контроль» и т.п. («Mock Locations», «Fake GPS Location» и др.). В большинстве программ существует возможность изменения координат на уровне координаторов (Мобиком – точно можно).

5.

Дополнительные методы контроля (фото вывески, чека с датой и адресом точки, определённого жеста, действующего 1 день, плаката  с символом и т.д.

Как дополнение к системе отчетности, существенно повышает достаточность контроля.

Очень сложно фальсифицируется.

Небольшие затраты.

Достаточно надежный метод, используемый долгое время.

6.

Обратная связь с ТК.

Высокая, но недостаточно оцененная.

Высокая, сложно фальсифицируется, особенно при регулярных запросах.

Высокие затраты. Требуют работы как Исполнителя, так и Заказчика.

Затраты окупаются существенным повышением качества обслуживания.