ПОЧЕМУ МЕРЧАНДАЙЗИНГ СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ КОЗЫРЕМ ПОСТАВЩИКОВ.
Продуктовый ритейл сегодня, в условиях высокой конкуренции, вынужден активно искать и внедрять инновации, изучать, изменять, производить их. Новые технологии связаны не только с продажами и обслуживанием клиента, но и с автоматизацией, а также другими изменениями внутренних процессов ритейлера. Это в свою очередь приводит к изменению подхода в работе мерчандайзеров, и серьезно повышает роль мерчандайзинга в целом. Почему? Опираясь на опыт собственной работы в гипермаркетах, мы хотим поделиться им с Вами.
Какие наиболее явные инновационные и прочие изменения способны повлиять на результат реализации продукции для поставщиков гипермаркетов? Обращаем Ваше внимание, что для других форматов магазинов будут верными не все пункты.
- Поставка продукции на РЦ (распределительный центр). Ранее поставки в гипермаркеты осуществлялись собственными силами производителя/поставщика или через транспортные компании непосредственно в каждую торговую точку. Поставка на РЦ упростила обработку заказов и логистику, но при этом полностью теряется аналитика поставок по торговым точкам. Другими словами, поставщик не понимает какое количество продукции поставлено или не поставлено в тот или иной магазин и не может управлять, контролировать и вмешиваться в этот процесс. При снижении общего заказа поставщик просто не может понять объективные причины потерь.
- Автоматический заказ. Позволяет оптимизировать процессы управления товарными запасами в торговых точках, оптимально выбирая уровень остатков для обеспечения уровня сервиса и снижения затрат. Ранее поставщик сети имел возможность воздействовать на объем заказа через менеджеров в или торговых представителей. Теперь все происходит автоматически, что освобождает ресурсы сотрудников сети. Но на практике очень часто виртуальные и реальные складские остатки гипермаркета не совпадают по разным причинам (пересортица, воровство, порча товара и т.д.), что автоматически влечет за собой недопоставки и соответственно потери в реализации, о чем поставщик даже не подозревает.
- Планограмма. Это шаблон выкладки продукции в том или ином формате магазина. Наличие планограммы в современном гипермаркете серьезно систематизирует работу штатных продавцов и мерчандайзеров - все просто и понятно. Тем не менее качество и объем выкладки различных производителей существенно различаются. Безусловно, магазин заинтересован шире выставлять более оборачиваемую продукцию. Но есть и другие причины. Новые продукты, заведенные в сеть, зачастую не имеют «своего места» на планограмме (ее обновление происходит один раз в 2-3 месяца) и поэтому заведующие секциями размещают новинки за счет SKU других товаров. Системно обслуживаемая продукция также способна потеснить «долю полки» конкурента. Падение продаж, а в перспективе уменьшение «доли полки» поставщику гарантирована.
- Сокращения и проблемы со штатом продавцов торговой точки. То, что штат продавцов в торговой точке сократился до минимума не является новостью, но эта ситуация усугубляется отсутствием штатного персонала даже при его наличии как штатной единицы. И то и другое означает, что проводить квалифицированную нарезку и выкладку бывает просто не кому, а львиная доля подготовки и выкладки (от 50 до 80%) продукции в гипермаркетах «де факто» осуществляется сторонним персоналом т.е. мерчандайзерами. Конкурентное преимущество получают компании, работающие с этим инструментом. Для остальных это потеря оперативности выкладки/ротации продукции и как следствие - потеря продаж.
- Акционная активность. Количество товаров, реализуемых с различными скидками за последние годы существенно увеличилась. Этому способствует снижение покупательской способности с одной стороны, и увеличение конкуренции с другой (особенно заметно в таких отделах как «гастроном», в котором количество представленных производителей и торговых марок значительно возросло по сравнению с 2014 – 2015 годом). Во время проведения подобных акций возрастает нагрузка на сотрудников гипермаркета. Это работа по организации дополнительных мест продаж (в гипермаркетах – торцевая выкладка), больший объем выкладываемой продукции, дополнительные информационные ценники, дополнительный заказ продукции и т.д. Выполнить все эти функции своевременно силами сотрудников торговой точки не представляется возможном из-за загруженности, и акция проходит не так эффективно, а покупатели нередко видят пустые или полупустые полки.
- Товарная матрица. Заведение ассортимента продукции в сеть, к сожалению, для поставщика, не всегда предполагает наличие этого ассортимента на полках. Дело в том, что в некоторых сетях гипермаркетов существует практика корректировки товарной матрицы, что означает сознательный вывод из конкретного магазина некоторых товаров. Разобраться в этом поставщик продукции оперативно не может, а упущенное время снижает показатели по представленности и реализации продукции.
Основной вывод, который мы хотим бы обозначить в этом материале – учитывая тенденции в работе сетей, перечисленные выше, отсутствие у производителя/поставщика такого инструмента как мерчандайзинг, практически, исключает возможность управления продажами на уровне гипермаркета (супермаркета, дискаунтера).
Поставщикам продуктового ритейла сегодня крайне необходимо больше регулярной и оперативной информации из торговых комплексов для своевременного принятия решений и, соответственно, действенных мер. Это подтверждает постоянно увеличивающееся количество обращений в наше маркетинговое агентство с пожеланием организовать необходимый поток аналитической информации используя ресурсы наших мерчандайзеров.
Маркетинговое Агентство «Штрих Кот» 2019 г.