Реалии современного ведения бизнеса побуждают сетевой ритейл двигаться в сторону автоматизации процесса управления полкой, снижать роль «ручного» управления заказами и ассортиментом, а если говорить кратко, то быть эффективнее и снижать издержки. Эти изменения приводят к изменению подхода в работе мерчандайзеров, и серьезно повышает роль мерчандайзинга в целом. Почему? В этом кратком материале остановимся на трех деталях с которыми мы, как мерчандайзинговое агентство наиболее часто сталкиваемся в текущей работе:
Сразу обращаем Ваше внимание на следующий момент: какая бы умная система автоматизации не была, корректность ее работы в большей степени зависит от работы сотрудников (мерчандайзеров) непосредственно у полки. Основные факторы, влияющие на корректную работу автоматизированными заказами:
Безусловно, эти факторы и ранее играли важную роль, но разница в том, что в условиях ручного управления была возможность оперативно исправить ситуацию, навести порядок на полке и обеспечить необходимый объем поставки. При внедрении сетью системы автоматического заказа ситуация кардинально меняется. Система работает по определенному алгоритму, без влияния «человеческого фактора» и для получения корректного заказа так или иначе влияют все перечисленное выше. Несвоевременная выкладка или отсутствие ротации повлияет на реализацию продукции и не позволит системе провести заказ или сделать его в нужном объеме, что в свою очередь приведет к системному снижению продаж в конкретной торговой точке. В масштабах сети потери в реализации, при отсутствии у поставщика контроля за полкой, могут вырасти в геометрической прогрессии. Даже после принятия должных мер по стабилизации ситуации мгновенного увеличения объема поставок не произойдет, на это потребуется время.
С переходом на автозаказы, настоящей проблемой для поставщиков сетей становится несоответствие фактических остатков с остатками в информационной системе сети (так называемые «вирты»).
В качестве примера: При обслуживании сети с действующей системой автозаказа, у мерчандазеров до 80% времени и ресурсов уходит на работу по выявлению «виртов» – каждый ежедневный отчет содержит десятки позиций с несоответствием фактических и компьютерных остатков. Без этой работы товар может длительное время отсутствовать на полке («out of stock»), поскольку система «видит» украденный или испорченный, но не списанный товар на остатке и автозаказ не срабатывает!
Тесно связан с темой обслуживания продукции на полке вопрос информации или обратной связи. Чем быстрее информация о работе системы или о факторах мешающих ее корректной работе попадет по назначению (поставщику, производителю, менеджеру сети и или менеджерам торговой точки), тем быстрее есть возможность внести нужные корректировки, тем эффективнее будет работа. Ниже перечислена основная информация, которая может поступать из торговых точек.
Важность такой обратной связи хорошо понимают в некоторых сетях. Сеть Лента, не так давно перешла в отделе гастроном на систему автозаказа «Волга». При данной системе происходит 100% -ый автозаказ без участия сотрудников отделов. Сеть обратилась к своим поставщикам с просьбой информировать их о наличии проблем с количеством товара на полках. Все, что происходит с продукцией в торговой точке так же крайне важно для поставщика.
В качестве примера: Один из наших партнеров с целью улучшения внешнего вида своей продукции внес изменение в упаковку. С началом поставок (еще до того, как было зафиксировано реальное падение продаж) из магазинов поступила информация, что замечено несоответствие технологического выреза для визуализации внешнего вида продукта, что побудило покупателей к вскрытию упаковки, а это при существующей плотности картона, в свою очередь, привело к потере внешнего вида упаковки и снижению продаж. После получения такого сигнала от мерчандайзеров ошибка была быстро исправлена, и объемы продаж вернулись на прежний уровень.
С началом поставок товаров в сетевые магазины через распределительные центры (РЦ) поставщики потеряли возможность контроля за объемом поставок непосредственно в торговые точки. Кроме того, автоматизация процессов позволяет ритейлу более гибко работать с торговой матрицей и шире дифференцировать ее в магазинах сети, с учетом их площадей, месторасположения, ассортимента конкурентов, уровня доходов целевой аудитории, но для поставщика в большинстве случаев это закрытая информация, он просто не представляет в какое количество торговых точек сети поставляется его продукт. Разовый мониторинг не решает эту задачу и не позволяет ответить на вопрос о реальной причине отсутствия продукта в торговой точке. А поскольку дистрибуция в сетях — это прямой путь к доле рынка, то для поставщика стратегически важно обладать объективными данными по географии розничных продаж, в том числе для планирования и взвешенного анализа. И конечно использовать эту информацию для дальнейших переговоров с сетью.
На сегодня, только системное использование инструментов мерчандайзинга позволит поставщикам избежать существенных потерь при сотрудничестве с сетью и получить конкурентное преимущество. Мерчендайзинг всегда ориентирован на итоговый результат: стимулирование желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар. Его целью является увеличение объемов продаж через сети розничной торговли и привлечение новых покупателей. Именно этот инструмент отвечает в условиях автоматизации управления полкой за корректную работу с продукцией и обеспечение необходимой информацией. И именно от качества мерчандайзингового обслуживания во многом зависит эффективность работы внедряемых автоматизированных систем!
Маркетинговое агентство «Штрих-Кот»