МЕРЧАНДАЙЗИНГ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА.


Реалии современного ведения бизнеса побуждают сетевой ритейл двигаться в сторону автоматизации процесса управления полкой, снижать роль «ручного» управления заказами и ассортиментом, а если говорить кратко, то быть эффективнее и снижать издержки. Эти изменения приводят к изменению подхода в работе мерчандайзеров, и серьезно повышает роль мерчандайзинга в целом. Почему? В этом кратком материале остановимся на трех деталях с которыми мы, как мерчандайзинговое агентство наиболее часто сталкиваемся в текущей работе:

  • Обслуживание продукции при наличии системы автозаказа
  • Обратная связь из торгового зала
  • Дифференциации матрицы по торговым точкам

Сразу обращаем Ваше внимание на следующий момент: какая бы умная система автоматизации не была, корректность ее работы в большей степени зависит от работы сотрудников (мерчандайзеров) непосредственно у полки. Основные факторы, влияющие на корректную работу автоматизированными заказами:

  • Несвоевременная выкладка;
  • Отсутствие или некорректные ценники;
  • Отсутствие ротации продукции на полке;
  • Наличие виртуальных остатков (несоответствие фактических остатков с остатками в информационной системе сети);
  • Несоблюдение планограммы.

Безусловно, эти факторы и ранее играли важную роль, но разница в том, что в условиях ручного управления была возможность оперативно исправить ситуацию, навести порядок на полке и обеспечить необходимый объем поставки. При внедрении сетью системы автоматического заказа ситуация кардинально меняется. Система работает по определенному алгоритму, без влияния «человеческого фактора» и для получения корректного заказа так или иначе влияют все перечисленное выше. Несвоевременная выкладка или отсутствие ротации повлияет на реализацию продукции и не позволит системе провести заказ или сделать его в нужном объеме, что в свою очередь приведет к системному снижению продаж в конкретной торговой точке. В масштабах сети потери в реализации, при отсутствии у поставщика контроля за полкой, могут вырасти в геометрической прогрессии. Даже после принятия должных мер по стабилизации ситуации мгновенного увеличения объема поставок не произойдет, на это потребуется время.
С переходом на автозаказы, настоящей проблемой для поставщиков сетей становится несоответствие фактических остатков с остатками в информационной системе сети (так называемые «вирты»).

В качестве примера: При обслуживании сети с действующей системой автозаказа, у мерчандазеров до 80% времени и ресурсов уходит на работу по выявлению «виртов» – каждый ежедневный отчет содержит десятки позиций с несоответствием фактических и компьютерных остатков. Без этой работы товар может длительное время отсутствовать на полке («out of stock»), поскольку система «видит» украденный или испорченный, но не списанный товар на остатке и автозаказ не срабатывает!

Тесно связан с темой обслуживания продукции на полке вопрос информации или обратной связи. Чем быстрее информация о работе системы или о факторах мешающих ее корректной работе попадет по назначению (поставщику, производителю, менеджеру сети и или менеджерам торговой точки), тем быстрее есть возможность внести нужные корректировки, тем эффективнее будет работа. Ниже перечислена основная информация, которая может поступать из торговых точек.

  • Отсутствие (недостаточное количество) и причины отсутствия товара;
  • Старт и прохождение ценовых акций;
  • Проблемы с качеством товара, упаковки;
  • Маркетинговая активность конкурентов;
  • Проблемы с поставкой товара;
  • Реакция покупателей на продукт.

Важность такой обратной связи хорошо понимают в некоторых сетях. Сеть Лента, не так давно перешла в отделе гастроном на систему автозаказа «Волга». При данной системе происходит 100% -ый автозаказ без участия сотрудников отделов. Сеть обратилась к своим поставщикам с просьбой информировать их о наличии проблем с количеством товара на полках. Все, что происходит с продукцией в торговой точке так же крайне важно для поставщика.
В качестве примера: Один из наших партнеров с целью улучшения внешнего вида своей продукции внес изменение в упаковку. С началом поставок (еще до того, как было зафиксировано реальное падение продаж) из магазинов поступила информация, что замечено несоответствие технологического выреза для визуализации внешнего вида продукта, что побудило покупателей к вскрытию упаковки, а это при существующей плотности картона, в свою очередь, привело к потере внешнего вида упаковки и снижению продаж. После получения такого сигнала от мерчандайзеров ошибка была быстро исправлена, и объемы продаж вернулись на прежний уровень.

С началом поставок товаров в сетевые магазины через распределительные центры (РЦ) поставщики потеряли возможность контроля за объемом поставок непосредственно в торговые точки. Кроме того, автоматизация процессов позволяет ритейлу более гибко работать с торговой матрицей и шире дифференцировать ее в магазинах сети, с учетом их площадей, месторасположения, ассортимента конкурентов, уровня доходов целевой аудитории, но для поставщика в большинстве случаев это закрытая информация, он просто не представляет в какое количество торговых точек сети поставляется его продукт. Разовый мониторинг не решает эту задачу и не позволяет ответить на вопрос о реальной причине отсутствия продукта в торговой точке. А поскольку дистрибуция в сетях — это прямой путь к доле рынка, то для поставщика стратегически важно обладать объективными данными по географии розничных продаж, в том числе для планирования и взвешенного анализа. И конечно использовать эту информацию для дальнейших переговоров с сетью.
На сегодня, только системное использование инструментов мерчандайзинга позволит поставщикам избежать существенных потерь при сотрудничестве с сетью и получить конкурентное преимущество. Мерчендайзинг всегда ориентирован на итоговый результат: стимулирование желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар. Его целью является увеличение объемов продаж через сети розничной торговли и привлечение новых покупателей. Именно этот инструмент отвечает в условиях автоматизации управления полкой за корректную работу с продукцией и обеспечение необходимой информацией. И именно от качества мерчандайзингового обслуживания во многом зависит эффективность работы внедряемых автоматизированных систем!


Маркетинговое агентство «Штрих-Кот»