Визитный мерчандайзинг в гипермаркетах.

Современный мерчандайзинг товаров FMCG представляет собой не просто выкладку продукции на полку магазина, а целый комплекс действий по продвижению товара через точки конечного потребления. Эффективное использование полочного пространства, выстраивание отношений с администрацией торговой точки, системный сбор аналитических данных, отслеживание деятельности конкурентов только некоторые из них. Даже поддержание оптимального товарного запаса в магазине так или иначе связано с работой мерчандайзеров. Результатом эффективного мерчандайзинга является увеличение объемов продаж поставщика, а использование инструментов мерчандайзинга - серьезным преимуществом в условиях высокой конкуренции.

Как профессиональное мерчандайзинговое агентство мы не редко сталкиваемся с желанием производителя или поставщика организовать собственными силами визитный (мобильный) мерчандайзинг в крупных супермаркетах или гипермаркетах. В качестве обоснования такого решения озвучивается желание снизить стоимость услуги и создать более перспективную модель продвижения управляя всем процессом: от набора персонала, и постановки задачи до контроля за результатом. Выбор именно визитного (мобильного) обслуживания обусловлен тем, что реализовать своими силами проект совмещенного стационарного мерчандайзинга поставщику достаточно сложно технологически и более затратно.

Попробуем разобраться почему решение использовать поставщиком собственных мобильных мерчандайзеров в гипермаркетах нам кажется малоэффективным.

Чем отличается стационарный совмещённый мерчандайзинг от визитного

Стационарный мерчандайзер находится в гипермаркете постоянно, что позволяет оформлять и поддерживать выкладку продукции поставщика на должном уровне в течение всего рабочего дня и оперативно реагировать на любые изменения обеспечивая бесперебойность продаж. В крупном магазине, с высокой проходимостью, такой алгоритм работы позволяет максимально стимулировать потребителя к совершению покупки. Кроме этого важнейшей составляющей является коммуникация с руководителем отдела гипермаркета по вопросам списания, возвратов, увеличения заказов (особенно при планируемых акциях и пересортицах), скидок на товар с критичными сроками годности и другим вопросам. И их решение не происходит единомоментно! Визитный мерчандайзер производит разовую выкладку продукции, которая продержится, в зависимости от времени дня и дня недели не более часа, а в случае распродажи (скидочной акции) – значительно меньше. Оперативно привести полку в порядок просто не получится, т.к. товар не кому выкладывать. Можно упомянуть и о «нечестной конкуренции» к которой прибегают сторонние мерчандайзеры, решая свои задачи. Полупустые и пустые пространства на полке в часы пик мы видим регулярно. Соответственно качественный показатель визитного обслуживания гипермаркетов, мягко говоря, сомнителен, что не может не отразится на решении основной задачи поставщика – росте продаж.

Временные потери при обслуживании гипермаркетов визитными мерчандайзерами.

Крупные гипермаркеты в отличие от сетевых магазинов шаговой доступности расположены достаточно далеко друг от друга, в связи с чем время на перемещение между комплексами значительно увеличивается. Процедура входа в гипермаркет через проходную, также отнимает время (вход вместе с покупателями через торговый зал позволит только подойти к полке и поправить товар, не более). Таким образом, временные потери на перемещение мерчандайзера составляют до 25% от его общего рабочего времени! Время непосредственно на работу в комплексе визитный мерчандайзер так же затратит больше, чем стационарный сотрудник комплекса, в том числе на решение текущих вопросов с руководителем отдела. При этом выход из гипермаркета мобильному мерчандайзеру будет закрыт до выполнения всех требований руководителя. В случае форс-мажорной ситуации, например, при болезни мерчандайзера оперативно заменить его не получится из-за ограниченного штата и падение продаж в такие дни гарантировано.

Стоимость визитного проекта мобильного мерчандайзинга.

Экономический выигрыш от собственного проекта мобильного мерчандайзинга в гипермаркетах совершенно не очевиден. Практика работы показывает, что мобильный мерчандайзер при обслуживании, скажем, 5-10 SKU максимально сможет отработать не более 4, максимум 5 гипермаркетов в день. Только расходы на заработную плату и транспортные расходы в этом случае абсолютно сопоставимы со стоимостью обслуживания тех же 5 гипермаркетов стационарным персоналом предоставляемым профессиональным агентством. Это легко проверяется звонком в 2-3 любые мерчандайзинговые компании. При более сложном функционале или большем количестве товарных единиц, количество обслуживаемых визитным мерчандайзером торговых точек пропорционально сократится, и в этом случае стационарный проект на аутсорсинге экономически гораздо более привлекателен.

Решение использовать мобильных мерчандайзеров применительно к гипермаркетам не позволит производителю или поставщику наладить эффективную систему продвижения и сбыта своей продукции, соответственно не даст значимого конкурентного преимущества, получится более затратным, что в итоге отразится на конечной стоимости товара.